В статье исследованы теоретические подходы мировых и отечественных ученых к определению
сущности туристического кластера. Определено, что туристический кластер является концентрацией гео-
графически смежных предприятий за единым подходом к каналам сбыта, коммуникации, информационно-
му обеспечению, туристическим рынкам с одинаковыми преимуществами и угрозами. Учитывая многочис-
ленные исследования, сформулированы основные признаки дифференциации туристических кластеров. На
материалах исследования установлено, что кластеризация туристической отрасли является приоритетным
направлением государственной и региональной политики, что отображается в государственных и регио-
нальных целевых программах. На основе анализа научных разработок по проблеме исследования предло-
жено определение туристического кластера. Показаны отличия традиционного подхода к экономическому
развитию туристической отрасли от кластерного. Проанализированы преимущества кластерной модели ту-
ристической отрасли, которая предусматривает выделение и анализ основных элементов структурного об-
разования и взаимосвязей между ними.
Назва
ТЕОРЕТИЧНИЙ ПІДХІД ДО ВИЗНАЧЕННЯ ЕКОНОМІЧНОЇ КАТЕГОРІЇ «ТУРИСТИЧНИЙ КЛАСТЕР»
Бунаков О.О. Кластерный поход к позиционированию в туризме. Управление экономическими системами. 2011.
No 4(28). С. 124–138. URL: http://uecs.mcnip.ru (дата обращения: 18.06.2019).
2. Григор’єва Я.В. Кластери як чинник активізації туристичної діяльності. Актуальні проблеми економіки. 2012.
No 7. С. 73–79.
3. Карташевская И.Ф. Теоретические аспекты кластерного моделирования в туризме. Экономика Крыма. 2011.
No 3. С. 152–155.
4. Коль О.Д. Концептуальные основы формирования кластера туристических предпринимательских структур по
въездному туризму в крупном городе. Проблемы современной экономики. 2010. No 1(33). С. 379–393.
5. Корольчук Л.В. Механізм запровадження кластерної моделі розвитку туризму в транскордонному регіоні.
Економічні науки. Серія «Облік і фінанси». 2012. Вип. 9. С. 127–133.
6. Малімон В.В. Перспективи організації регіонального кластера медичного туризму у стоматології. Економічний
простір. 2013. No 70. С. 72–81.
7. Ніколаєв Ю.О. Туристичні кластери в Україні. Вісник соціально-економічних досліджень. 2012. Вип. 4(47).
С. 336–341.
8. Обґрунтування доцільності реалізації кластерної моделі розвитку україно-польського транскордонного співро-
бітництва у сфері туризму. URL: http://touvlip.net (дата звернення: 18.11.2019).
9. Проєкт концепції створення кластерів в Україні. URL: http://biznes.gov.ua (дата звернення: 17.07.2019).
10. Пугач Н.А. Особливості кластерного підходу в розвитку сільського туризму в Україні. Науковий вісник Націо-
нального університету біоресурсів і природокористування України. Серія «Економіка, аграрний менеджмент, бізнес».
2013. Вип. 181. С. 267–273.
11. Сильванская Г.Н., Попович А.В. Кластерный подход к позиционированию в туризме. Методи та засоби управ-
ління розвитком транспортних систем. 2013. Вип. 1. С. 159–180.
12. Соколенко С.І. Кластери в глобальній економіці. Київ : Логос, 2004. 847 с.
13. Стеченко Д.М. Наукова сутність процесу кластеризації у сфері туризму. Вісник Хмельницького інституту регіо-
нального управління та права. 2004. No 1–2. С. 376–380.
14. Ткаченко Т.І. Сталий розвиток туризму: теорія, методологія, реалії бізнесу : монографія. Київ : Київ. нац. торг.-
екон. ун-т, 2006. 537 с.
Видавець:
ПРИВАТНИЙ ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД «МІЖНАРОДНИЙ УНІВЕРСИТЕТ БІЗНЕСУ І ПРАВА» БІЗНЕС-НАВІГАТОР Науково-виробничий журнал Випуск 6.1-1 (56) 2019
Ключові слова:
туризм, туристичекий кластер, дестинация, кластеризация, кластерный подход, тури- стические услуги